Керакский тоннель - искусственное сооружение протяжённостью 926 м станет самым длинным тоннелем на ЗабЖД, заменив старый тоннель, построенный 110 лет назад. Строительство ведется на новой оси двухпутного железнодорожного тоннеля на расстоянии около 25 м от существующего.
Проходка выполнялась буровзрывным способом. Её вели в сложных горно-геологических условиях, что обусловлено горными породами высокой степени крепости и двумя геологическими разломами. Строители уложили 1852 метров рельсошпальной решетки в Керакском тоннеле. Здесь была использована инновационная технология, которая позволяет снизить динамическое воздействие на своды искусственного сооружения. Она предусматривает устройство бетонной полушпалы, резинового чехла, виброгасящей подкладки. На эту конструкцию монтируются рельсовые плети. Такая система не только увеличивает срок службы тоннеля, но и за счет вибро и шумогасящих подушек обеспечивает плавность и бесшумность хода. Упрощается и обслуживание тоннеля, при необходимости ремонта пути уже не потребуются большие окна.
Новый двухпутный тоннель на Транссибе позволит снять ограничения по пропуску поездов и обеспечит надежность движения по главной железнодорожной артерии Дальнего Востока.
Керакский тоннель на перегоне Ульручьи – Ковали, построенный в 1910 году, считается самым длинным на Забайкальской железной дороге. Он получил свое название в честь реки Керак в Амурской области. После 110 лет службы на Транссибе сооружение не отвечало современным требованиям безопасности, внутренняя отделка обветшала, часто через нее просачивалась вода. Из-за этого на участке ввели ограничения по скорости. После введения в эксплуатацию нового тоннеля скорость движения поездов вырастет до установленной. За счет этого увеличится пропускная способность Забайкальской железной дороги.